Дмитрий Соколов-Митрич (smitrich) wrote,
Дмитрий Соколов-Митрич
smitrich

Categories:

МАСТЕР-КЛАСС. Соображение восемьдесят восьмое

Вот Юля Вишневецкая спрашивает: что делать, если пишешь, пишешь и вдруг - затык.
Насколько я понимаю, затык - это не то же самое, что приступ аграфии. Боязнь чистого листа предполагает наличие чистого листа. А затык - это когда ты уже много чего написал и вдруг понял, что в тупике и дальше продвинуться не можешь.
Если это не банальное обострение лени, то, скорее всего, такой затык означает то же самое, что означает затык в решении математического уравнения. А именно: где-то ранее Вы сделали неверный шаг и пошли по ложному пути. Уступили каким-то своим иллюзиям, решили польстить собственному мировоззрению, поддались эмоциям - одним словом, соврали. В этом случае надо просто вернуться назад и внимательно проанализировать узловые смысловые моменты, а еще лучше - проговорить их с другим человеком, желательно не единомышленником.
Но возможен и другой вариант: никакого ложного пути не было, просто на стадии сбора впечатлений и информации Вы понадеялись на энергию фактуры, а потом вдруг поняли, что тема гораздо серьезней и в ее решении вы дошли до того уровня, на котором Вам требуются новые знания, а их нет. В этом случае бывает очень полезно отложить писанину в сторону и встретиться с каким-нибудь экспертом, почитать что-нибудь важное на эту тему. Именно такой затык, к примеру, случился у меня при написании Кубы. Преодолеть его удалось благодаря общению с Александром Моисеевым - человеком, который работал в этой стране более 20 лет, написал о ней книгу и вообще очень хорошо понимает латиноамериканский мир. Он помог мне расширить амплитуду восприятия темы репортажа, в результате тот огромный объем разрозненной информации и впечатлений, которые я получил на местности, обрел и форму, и содержание. 
Ну, и раз уж здесь было произнесено слово "аграфия", то пусть будет еще два слова о ней.
Наверное, существует много способов лечения этого недуга, но я пробовал только один - тот, который подсмотрел в книге Роберта М. Персига "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом" (кстати, рекомендую, очень хорошее чтение). Там главный герой преподает в колледже риторику и в качестве одного из упражнений предлагает ученикам описать вон ту кирпичную стену. Многие впадают в аграфический ступор и не могут написать не слова. Тогда он предлагает описать им в этой стене каждый кирпич отдельно. Это задание оказывается выполнимо, более того - по мере работы отдельно над каждым кирпичом, студенты, в конце концов, выходят на описание всей стены. 
В случае с репортажем это означает, что не обязательно начинать писать текст с ощущением, что Вы начинаете писать текст. Просто берите любой эпизод, тот который Вас больше всего протаращил, и начинайте с него. Потом другой "кирпичик" и так далее. По мере углубления в работу, обязательно придет ощущение, как выстраивать всю "стену", и аграфия отступит.
Tags: Мастер-класс
Subscribe

  • ПРИЧУДЫ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

    "В 1898 году, в разгар испано-американской войны, США аннексировали Гавайи и в 1900 году предоставили им статус самоуправляемой территории. С…

  • (no subject)

    Жители бельгийского города Гент настолько суровы, что водят трамваи до Москвы + Из Википедии: "Одно из предместий Гента называется Москва…

  • Амазонские мужики настолько суровы...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments