Дмитрий Соколов-Митрич (smitrich) wrote,
Дмитрий Соколов-Митрич
smitrich

Categories:

Для меня один из признаков шедевра - это его многоэтажность.

Ты живешь, взрослеешь, стареешь, поднимаешься по лестнице и на каждом этаже видишь в произведении совершенно иную интерпретацию - которую не видел раньше. Шедевр растет вместе с тобой, открывая для тебя свои новые грани, которые не раскрывал до сих пор, потому что ты еще сам был не готов для этого.

Способность автора изначально заложить в свое произведение эти разные оси восприятия (даже если он делает это бессознательно) - в этом, наверное, состоит отличие гения от просто большого таланта. Просто большой талант создаст нечто классное, ты придешь в неописуемый восторг, но пересматривать, перечитывать, переслушивать не захочешь. А если и захочешь, то увидишь все то же самое, что и в первый.

Вот таких многоэтажных вещей, в которые хочется всматриваться, вслушиваться, вчитываться, вживаться на разных этапах своей жизни, я припомню совсем немного. "Однажды в Америке" Сержо Леоне, "Реквием" Моцарта, скульптура "Дискобол" Мирона, песни Гребенщикова, стихи Пушкина, город Санкт-Петербург (целиком и полностью) - могу, наверное, назвать еще столько же, но вряд ли больше. Буду рад подсказкам.

Чем навеян пост? Пост навеян тем, что сегодня по дороге из Минска в Москву я еще раз прочитал (точнее прослушал за рулем) поэму "Москва - Петушки" в исполнении автора. Раз в шестой или седьмой.

Когда-то для меня это была прикольная постмодернистская игрушка, круто написанная и полная высокоинтеллектуального стеба.

Потом я ее перечитывал и оценивал актуальность и истинность отдельных утверждений.

Потом я разглядел в "Петушках" смысловую цельность, попытку оформить этот мир целиком и полностью. С каждым новым прочтением это произведением становилось для меня все более значимым и тотальным в своей попытке описать мир. Единственное, что не вписывалось ни в одну из интерпретаций - это фантасмагория возвращения Венички в Москву и финал с его убийством какими-то четырьмя ушлепками. Да, пронзительно, конечно, но к чему?

Сегодня я все понял.

Но никому не скажу.

Пусть это останется со мною.

Subscribe

  • (no subject)

    Между тем четыре книги Лаборатории "Однажды", вышедшие в прошлом году, номинированы на премию PwC "Деловая книга года". Первый…

  • СДЕЛАНО "ОДНАЖДЫ"

    Вчера 25 лет назад началась первая чеченская. Когда заканчиваются гражданские войны, прежние враги всегда говорят: это все политики виноваты, они нас…

  • (no subject)

    Между тем вот уже почти месяц я не главный редактор Лаборатории "Однажды". Нет, я не вышел из бизнеса, я просто нашел, наконец, главного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments